Как пять, но три: Обзор Persona 3 Reload
Persona 3 – важная часть серии, ведь именно вокруг нее собралась команда, сформировавшая современный стиль Persona и заложившая фундамент для развития концепции в последующих сиквелах. Достигнув большого международного успеха с Persona 5, часть разработчиков переключилась на новую амбициозную JRPG Metaphor: ReFantazio, а остальные решили напомнить аудитории, с чего начиналась современная история "Персоны", и выпустили ремейк Persona 3 с подзаголовком Reload.
Кажется, что во время разработки этого проекта, главным девизом было "сделаем Persona 3 максимально близкой к Persona 5". Однако, чтобы не повторять данный тезис после каждого абзаца, зафиксируем этот момент заранее: почти все изменения, которые есть в Reload, так или иначе пришли из "пятерки" или вдохновлены ею, и это очень здорово.
Первое и самое заметное изменение – графика. Визуальный стиль был полностью переделан, появились интересно анимированные переходы между сценами. Разработчики совместили некоторые связанные между собой локации, которые раньше шли через загрузку, благодаря чему они стали ощущаться более естественными и цельными. Также в окрестностях города увеличилось количество персонажей массовки (NPC), и это особенно заметно, когда бродишь по коридорам школы или гуляешь в "Павлонии".
Одно из главный изменений в визуальном стиле – пропорции героев. Они стали более реалистичными по сравнению с оригиналом, но сохранили свою приятную анимешность. Тут стоит отметить, что некоторых персонажей стоило бы изменить даже больше. Например, Акихико Санада по габаритам почти не отличается от главного героя, хотя должен быть более плечистым и мускулистым, ведь по сюжету всячески подчеркивается, что он не просто боксер, а ещё и "качок". В свое время этот момент был хорошо показан студией Arc System Works в Persona 4 Arena, где Акихико выглядел гораздо внушительнее. Здесь же можно было бы обойтись аккуратным укрупнением плечевого пояса и рук, что уже сыграло бы на пользу персонажу. В остальном визуальные изменения радуют глаз. Детализация основных героев весьма высокая, можно разглядеть различные элементы костюма и даже увидеть порядковый номер на униформе. Например, у главного героя он третий, а у Юкары – четвертый.
При этом местами визуал получился неровным — вылезают мутные текстуры или угловатые объекты. Плюс к этому, похоже что не самые важные элементы окружения создавались или модифицировались при помощи нейросети. Например, доска с объявлениями и календарь, которые находятся в общежитии, выглядят мутно. Размытые кляксы и явно непонятые "искусственным интеллектом" цифры бросаются в глаза во время некоторых сюжетных сцен. Однако нужно отметить, что такое встречается не очень часто, и в целом Persona 3 Reload выглядит достойно, хоть и не сказать, что дорого.
Авторы ремейка полностью переделали меню, и особенно красиво им удалось обновить экран, посвященный напарникам. Отображение глаз персонажей через осколок, который держит в руках главный герой, смотрится невероятно стильно и круто. Художники с душой подошли к переоформлению различных магазинов и всевозможных интерфейсов. Всё симпатично анимировано и сделано с чувством стиля, к которому студия пришла при разработке пятой части.
Аватары во время диалогов также были полностью перерисованы и стали анимированными. Кроме этого, разработчики переделали заставки, которые местами стали сценами на движке, но все важные моменты по-прежнему отображаются в виде "мультипликационных" роликов, сохраняющих ключевые ракурсы и элементы оригинала, но воссозданных с нуля.
Важно упомянуть, что весь текст игры переведен на русский язык. Причем сделано это очень качественно. Локализаторы постарались и адаптировали все шрифты и их фигурное написание в различных меню, что не может не радовать. События происходят в середине двухтысячных, поэтому в некоторые моменты персонажи используют сленг того времени, что также было учтено переводчиками.
Существенным изменениям подверглись боевая система и Тартар – башня в "потустороннем мире", куда герои отправляются для решения сюжетных задач и прокачки отряда. Интерфейс и схема управления здесь теперь как в "пятерке", где без лишних нагромождений можно быстро выбрать нужные действия, назначенные на отдельные кнопки геймпада. Главное отличие от оригинальной Persona 3 – можно управлять всеми персонажами в бою, как в Persona 3 Portable.
Кроме того, была добавлена механика передачи хода, а также абсолютно новая система "Теургия", которая отображается в виде шкалы рядом с аватаром каждого персонажа. Она заполняется в зависимости от индивидуальных особенностей героя и открывает специальные мощные атаки. Например, Арагаки получает доступ к этим приемам, когда сильно ранен, а главный герой – за использование своих персон. К слову, эта атака у протагониста задействует сразу двух "родственных" существ и ближе к концу выбор из различных сочетаний может быть очень обширным.
История проекта
-
16.08.2024
Оставьте надежду: Маловероятно, что Persona 3 Reload получит женский вариант протагониста -
07.08.2024
Ремейк прощания: Представлен новый трейлер сюжетного DLC для Persona 3 Reload -
25.05.2024
В сеть утек предварительный логотип Persona 6 — раскрыта тема игры -
23.05.2024
Sony удалит эти игры для PS4 и PS5 из расширенной подписки PS Plus в июне — успейте поиграть -
13.05.2024
SEGA реализовала более 5 миллионов копий игр серии Persona за последний год -
Посмотреть все
В Тартаре улучшилось визуальное оформление — теперь каждая зона отличается от предыдущей. Сами локации стали более ветвистыми и нелинейными, а на этажах появились разбиваемые наросты, из которых выпадают полезные предметы. Также появились специальные сундуки, которые открываются сумеречными фрагментами. Их можно подобрать с поверженных врагов, а также найти на различных локациях, в том числе и вне башни. Помимо этого, на некоторых уровнях встречаются специальные двери, за которыми находятся мощные тени, охраняющие особо ценные сокровища. Обычно в таких комнатах можно добыть хорошую экипировку или одежду, меняющую внешний облик персонажа.
В определенный момент по сюжету виртуальный навигатор получает специальные способности, позволяющие, например, открывать всю карту этажа или давать временное усиление команде. Ещё в игру добавили функцию быстрого лечения вне боя, а пробегая между уровнями, герои время от времени останавливаются, чтобы обсудить какие-то отдельные моменты истории или просто оценить обстановку. Здесь они по-прежнему много говорят о переутомлении и жалуются, что поход в Тартар забирает много сил, но сама механика усталости была удалена, что позволяет спокойно исследовать зону до закрытого по сюжету фрагмента. Все эти изменения делают игру более комфортной, а также вносят необходимое разнообразие, которого так не хватало в оригинале.
Стоит упомянуть и о более мелких изменениях. Например, у персонажей появились победные позы и различные переходные анимации между исследованием локации и боем. Ну а в "Бархатной комнате", теперь можно выбирать способности, которые будут переходить от одной сущности к другой во время объединения персон.
В остальном же боевой цикл строится вокруг слабостей врага и передачи хода по цепочке. Правильно подбирая тип ударов, которые будут сбивать противников с ног, команда сможет навалиться на них всей толпой, нанося серьезный урон сразу всем.
Очень важными составляющими "Персон" являются сюжет и привязанные к нему социальные связи. В этой игре история посвящена некоему двадцать пятому часу, который ощущают лишь избранные, а также очень своеобразному вызову персон… Этот способ описывать мы не будем, но сама история как обычно акцентирует внимание на серьезных социальных проблемах. Сюжет рассказывает о "синдроме апатии", который поражает людей из-за дополнительного "темного часа". Главному герою и его новым друзьям предстоит разбираться с необычным явлением, но все это оказывается очень непросто. Наблюдать за развитием сценария интересно, однако стоит отметить, что во второй половине игры атмосфера становится гораздо мрачнее, а персонажи постоянно говорят о смерти.
Возможно, именно из-за столь сурового настроя многим поклонникам серии третья часть нравится больше последующих. Однако если сравнивать её и пятую, то можно увидеть, как авторы выросли над собой. Конечно же, история в Persona 3 весьма хорошая и интересная, но здесь школьники сразу решают глобальную проблему, что можно списать на распространенный "штамп" и в определенном смысле "закон жанра". В Persona 5 авторы стали более опытными, поэтому сюжет наращивает масштабы постепенно, а суровые ситуации грамотно оттеняются легкими приемами повествования. Всё это делает сценарное ядро Persona 5 более цельным и логически устойчивым. Однако, старомодное повествование "тройки" и её темы кому-то могут нравится больше.
Переходя к геймплейной части сюжета, стоит упомянуть, что здесь нет линии за женского протагониста из Persona 3 Portable, но основная история оригинала была перенесена в Reload целиком. Диалоги были полностью перезаписаны, а часть разговоров, которые подавались текстом, например, во время социальных связей, теперь тоже озвучены. Разработчики постарались дополнить все имеющиеся линии и добавить новые. Они появляются в определенные дни, из-за чего их легко пропустить, поэтому увидев иконку над головой Санады или Дзюмпэя, лучше действовать сразу.
Новые сцены позволяют лучше узнать персонажей, которым в Persona 3 на PlayStation 2 уделялось гораздо меньше времени. Ещё появились активности в общежитии, способные немного разнообразить досуг героя и дающие возможность проводить больше времени с партнерами, которые будут понемногу раскрываться. Некоторые занятия повышают параметры или открывают новые способности, а также пополняют инвентарь полезными припасами, вроде лечащего в бою помидора или какого-нибудь напитка.
К слову, авторы ремейка говорят, что количество текста и строк диалогов в Persona 3 Reload больше, чем в любом другом их проекте. При этом социальные связи стали работать более адекватным образом. Прокачивать ветки с девушками теперь можно без перехода к романтическим отношениям, оставаясь друзьями. Хотя при желании, как и раньше, можно дойти до романтики хоть со всеми сразу, но последствия у такого выбора тоже будут.
Здесь же стоит упомянуть, что теперь некоторые персонажи будут присылать герою сообщения, благодаря которым можно видеть доступные варианты для досуга; он также получает полезные рассылки из различных заведений, где предлагают подработать или прикупить необходимые товары. И тут есть свои условности, которые кажутся немного нелепыми. Например, протагониста могут позвать на тренировку, после чего включается сцена, где он будет стоять на спортплощадке один — без пригласившего его товарища. Позже по сюжету выясняется, что тот просто не мог позвать на эти занятия и был занят совершенно иными делами. Такая условность мешает не сильно, но стоило предусмотреть подобные моменты, которые в игре встречаются не один раз.
Еще в Persona 3 Reload добавили онлайн-статистику, которая помогает ориентироваться в многочисленных занятиях и правильно отвечать на вопросы учителей (кроме экзаменов).
В остальном игровой процесс все так же строится на привычных принципах — школьные и подростковые дела днем, а спасение мира ночью. В этом смысле стоит с умом подходить к планированию распорядка дня и стараться прокачивать различные характеристики равномерно. При этом благодаря сетевым функциям можно посмотреть, что делали другие игроки и подобрать для себя оптимальный вариант в том случае, если изначально нет своих идей.
Первая половина игры кажется более скучной из-за ограниченного количества возможностей, а сам сюжет и различные квесты очень сильно размазаны по календарю, что делает вступительную часть Persona 3 Reload достаточно нудной, а действительно насыщенной она становится ближе к середине. При этом с самого начала происходящее цепляет своеобразной атмосферой, а когда повествование разгоняется, игра становится очень увлекательной, раскрывая сложные судьбы персонажей и местами демонстрируя серьезную драму. В этом плане Persona 3 всегда была и до сих пор остается знаковой JRPG и одной из лучших игр жанра.
Важнейшим элементом любой части Persona является музыка. Саундтреки за авторством Сёдзи Мэгуро – это не просто звуковое сопровождение, которое отлично помогает погрузиться в атмосферу игры, а полноценное музыкальное произведение. Многие композиции отлично воспринимаются в отрыве от игры и в них часто можно услышать различные популярные мотивы с очень неожиданными сочетаниями.
Музыкой для ремейка Persona 3 занимался коллега Мэгуро Ацуси Китадзё — он подготовил аранжировки классических треков и создал серию новых с сохранением духа оригинала, в том числе вторую боевую тему "It's Going Down Now".
Persona 3 изначально выходила в 2006 году, поэтому в заглавной заставке и в некоторых других моментах можно услышать бодрый рэпкор, который был популярен в то время. При этом главное умение Мэгуро и его учеников – смешивать рок, джаз, фанк и танцевальные ритмы. В композиции "Mass Destruction" как раз отлично сочетается все вместе, крутой речитатив под гитарные рифы и задорный женский вокал со звонкими духовыми. Другой трек под названием "Want To Be Close" и вовсе отдаленно напоминает культовые произведения Depeche Mode, но со своим уникальным стилем. В целом данный саундтрек вполне можно рассматривать как полноценный музыкальный альбом.
Persona 3 Reload — бережный перенос оригинальной Persona 3 на современное железо. Местами игре не хватает более высокого технического исполнения, но в целом авторы умело обошлись с классикой, и проходить эту версию "тройки" сегодня гораздо приятнее, чем оригинал.
Именно в Persona 3 была заложена та самая база, на которую сейчас опирается вся серия. В остальном же Reload — отличная JRPG, которую можно рекомендовать всем поклонникам жанра, а официальная русская локализация делает её ещё и более доступной.
Только помните — "Персоны" затягивают и отнимают много времени. Если вы новичок, не пытайтесь сразу проходить все части подряд — они никак не связаны между собой, так что с ними можно знакомиться постепенно.