Как пять, но три: Обзор Persona 3 Reload
Persona 3 — это важная часть серии, вокруг которой собралась команда, заложившая основы стиля Persona и ставшая основой для будущих игр. После успеха Persona 5 некоторые разработчики взялись за новую амбициозную JRPG — Metaphor: ReFantazio, а другие решили напомнить нам о начале истории «Персоны» и выпустили ремейк Persona 3 под названием Reload.
Главная цель разработчиков была проста: сделать Persona 3 максимально похожей на Persona 5. Почти все изменения в Reload пришли оттуда или были вдохновлены ей.
Первое, что бросается в глаза — это графика. Визуальный стиль кардинально изменился, появились крутые анимированные переходы между сценами. Некоторые локации, которые раньше загружались отдельно, теперь выглядят более естественно и цельно. В городе стало больше NPC, особенно в школе и парке «Павлония».
Герои стали более реалистичными, но при этом сохранили свою анимешную привлекательность. Однако, есть моменты, которые можно было бы улучшить. Например, Акихико Санада почти не отличается от главного героя по размерам, хотя должен быть более мускулистым. В Persona 4 Arena он выглядел внушительнее, и здесь стоило бы сделать его более массивным. В остальном визуальные изменения радуют, детализация героев на высоте.
Но местами визуал получился неровным. Встречаются мутные текстуры и угловатые объекты, некоторые элементы окружения, созданные с помощью нейросетей, выглядят размытыми. Например, доска с объявлениями и календарь в общежитии. Но таких моментов немного, и в целом Reload выглядит неплохо, хотя и не очень дорого.
Авторы ремейка полностью пересделали меню, особенно экран с напарниками. Глаза персонажей через осколок в руках главного героя выглядят круто. Художники вложили душу в обновление магазинов и интерфейсов, добавив анимации и стиль, как в пятой части.
Аватары теперь анимированные и перерисованные. Заставки стали полноценными сценами на движке, а ключевые моменты остались в виде «мультиков», но переделанных с нуля.
Текст игры на русском языке переведен качественно. Локализаторы подправили шрифты и их стиль в меню, что круто. События происходят в середине нулевых, и персонажи используют тогдашний сленг, что тоже учли.
Боевая система и Тартар, башня в «потустороннем мире», сильно изменились. Интерфейс и управление как в «пятой части», можно быстро выбирать действия на геймпаде. Основное отличие от оригинальной Persona 3 – можно управлять всеми персонажами в бою, как в Portable.
Добавили механику передачи хода и новую систему «Теургия». Она отображается шкалой рядом с аватаром каждого персонажа и наполняется в зависимости от его особенностей, открывая мощные атаки. Например, Арагаки получает эти приемы при сильном ранении, а главный герой – за использование персон. Атака протагониста задействует двух «родственных» существ, и к концу игры выбор комбинаций становится огромным.
В Тартаре улучшили визуал: каждая зона отличается, локации стали разветвленными и нелинейными, а на этажах появились разбиваемые наросты с полезными предметами. Добавили специальные сундуки, открывающиеся сумеречными фрагментами, и двери, охраняемые мощными тенями. На некоторых уровнях можно найти экипировку или одежду, меняющую облик персонажа.
Виртуальный навигатор получил суперспособности, такие как открытие всей карты этажа или временное усиление команды. Добавили функцию быстрого лечения вне боя и остановки для обсуждения истории или оценки ситуации. Герои говорят о переутомлении, но механику усталости убрали, так что можно спокойно исследовать зону. Эти изменения делают игру комфортнее и разнообразнее.
У персонажей появились победные позы и переходы между исследованием и боем. В «Бархатной комнате» можно выбирать способности, которые переходят от одной сущности к другой при объединении персон.
Боевой цикл крутится вокруг слабостей врагов и передачи хода по цепочке. Правильно выбирая типы ударов, команда может сбивать противников с ног и наносить урон всей толпой.
Сюжет игры про двадцать пятый час, который ощущают избранные, и вызов персон. История сосредоточена на социальных проблемах, таких как «синдром апатии», который поражает людей из-за дополнительного «темного часа». Главному герою и друзьям предстоит разобраться с этим явлением, что оказывается непросто. Во второй половине игры атмосфера становится мрачнее, а разговоры о смерти усиливаются.
Возможно, именно из-за столь сурового настроя многим поклонникам серии третья часть нравится больше последующих. Однако если сравнивать её и пятую, то можно увидеть, как авторы выросли над собой. Конечно же, история в Persona 3 весьма хорошая и интересная, но здесь школьники сразу решают глобальную проблему, что можно списать на распространенный «штамп» и в определенном смысле «закон жанра». В Persona 5 авторы стали более опытными, поэтому сюжет наращивает масштабы постепенно, а суровые ситуации грамотно оттеняются легкими приемами повествования. Всё это делает сценарное ядро Persona 5 более цельным и логически устойчивым. Однако, старомодное повествование «тройки» и её темы кому-то могут нравится больше.
Переходя к геймплейной части сюжета, стоит упомянуть, что здесь нет линии за женского протагониста из Persona 3 Portable, но основная история оригинала была перенесена в Reload целиком. Диалоги были полностью перезаписаны, а часть разговоров, которые подавались текстом, например, во время социальных связей, теперь тоже озвучены. Разработчики постарались дополнить все имеющиеся линии и добавить новые. Они появляются в определенные дни, из-за чего их легко пропустить, поэтому увидев иконку над головой Санады или Дзюмпэя, лучше действовать сразу.
Новые сцены позволяют лучше узнать персонажей, которым в Persona 3 на PlayStation 2 уделялось гораздо меньше времени. Ещё появились активности в общежитии, способные немного разнообразить досуг героя и дающие возможность проводить больше времени с партнерами, которые будут понемногу раскрываться. Некоторые занятия повышают параметры или открывают новые способности, а также пополняют инвентарь полезными припасами, вроде лечащего в бою помидора или какого-нибудь напитка.
К слову, авторы ремейка говорят, что количество текста и строк диалогов в Persona 3 Reload больше, чем в любом другом их проекте. При этом социальные связи стали работать более адекватным образом. Прокачивать ветки с девушками теперь можно без перехода к романтическим отношениям, оставаясь друзьями. Хотя при желании, как и раньше, можно дойти до романтики хоть со всеми сразу, но последствия у такого выбора тоже будут.
Здесь же стоит упомянуть, что теперь некоторые персонажи будут присылать герою сообщения, благодаря которым можно видеть доступные варианты для досуга; он также получает полезные рассылки из различных заведений, где предлагают подработать или прикупить необходимые товары. И тут есть свои условности, которые кажутся немного нелепыми. Например, протагониста могут позвать на тренировку, после чего включается сцена, где он будет стоять на спортплощадке один — без пригласившего его товарища. Позже по сюжету выясняется, что тот просто не мог позвать на эти занятия и был занят совершенно иными делами. Такая условность мешает не сильно, но стоило предусмотреть подобные моменты, которые в игре встречаются не один раз.
Еще в Persona 3 Reload добавили онлайн-статистику, которая помогает ориентироваться в многочисленных занятиях и правильно отвечать на вопросы учителей (кроме экзаменов).
Первая половина игры кажется более скучной из-за ограниченного количества возможностей, а сам сюжет и различные квесты очень сильно размазаны по календарю, что делает вступительную часть Persona 3 Reload достаточно нудной, а действительно насыщенной она становится ближе к середине. При этом с самого начала происходящее цепляет своеобразной атмосферой, а когда повествование разгоняется, игра становится очень увлекательной, раскрывая сложные судьбы персонажей и местами демонстрируя серьезную драму. В этом плане Persona 3 всегда была и до сих пор остается знаковой JRPG и одной из лучших игр жанра.
Важнейшим элементом любой части Persona является музыка. Саундтреки за авторством Сёдзи Мэгуро – это не просто звуковое сопровождение, которое отлично помогает погрузиться в атмосферу игры, а полноценное музыкальное произведение. Многие композиции отлично воспринимаются в отрыве от игры и в них часто можно услышать различные популярные мотивы с очень неожиданными сочетаниями.
Музыкой для ремейка Persona 3 занимался коллега Мэгуро Ацуси Китадзё — он подготовил аранжировки классических треков и создал серию новых с сохранением духа оригинала, в том числе вторую боевую тему «It’s Going Down Now«.
Persona 3 Reload — бережный перенос оригинальной Persona 3 на современное железо. Местами игре не хватает более высокого технического исполнения, но в целом авторы умело обошлись с классикой, и проходить эту версию «тройки» сегодня гораздо приятнее, чем оригинал.
Именно в Persona 3 была заложена та самая база, на которую сейчас опирается вся серия. В остальном же Reload — отличная JRPG, которую можно рекомендовать всем поклонникам жанра, а официальная русская локализация делает её ещё и более доступной.
Только помните — «Персоны» затягивают и отнимают много времени. Если вы новичок, не пытайтесь сразу проходить все части подряд — они никак не связаны между собой, так что с ними можно знакомиться постепенно.